Авторское оружие
АВТОРСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ В РОССИИ
(современность в зеркале истории)
Заведующий сектором оружия Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" И.А. Комаров
Научный сотрудник сектора оружия Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" А.Н. Чубинский
(приводится в сокращении)
На первый взгляд это может показаться парадоксальным, но похоже, что мы, люди конца второго тысячелетия, можем наблюдать один из самых ярких этапов в многовековом развитии холодного оружия. Парадокс заключается в том, что именно двадцатый век поставил точку в истории кавалерии как одного из основных родов войск - и, соответственно, в истории ее главного оружия - клинкового. И именно двадцатый век, продолжая линию девятнадцатого, свел все былое разнообразие охотничьего холодного оружия к охотничьему ножу - по своей сути даже не оружию, а многофункциональному инструменту.
Все это, однако, произошло в первой половине века. В последние его десятилетия, угасший было интерес к холодному оружию, вспыхнул с новой силой. На экранах кинотеатров и телевизоров меткие стрелки - ганфайтеры уступили место мастерам рукопашного боя. Всплеск интереса к восточным единоборствам совпал с не менее мощным всплеском интереса к историческому фехтованию. Человечеству стало скучно без клинка, человечество затосковало по тем давним романтическим временам, когда результат противостояния добра и зла определялся не волей случая, а умением владеть истинно благородным, единственно рыцарственным оружием - клинковым (конечно же, добро всегда владело им лучше). И - как материальное, зримое и осязаемое отражение этого интереса - явилось авторское художественное холодное оружие.
Подобное уже было однажды в истории оружия. Шестнадцатый век, отринув тотальное бронирование европейских войск, дал человеческой культуре уникальные образцы абсолютно функционального и вместе с тем истинно художественного доспеха, форма и декор которого утверждали в эпоху зарождающихся массовых наемных армий идеи личной чести и отваги, рыцарственности и патриотизма. Важно и то, что доспех этот был - если использовать современную терминологию - авторским. Имена братьев Нигроли, Лохнера, Пеффенгаузера (Nigroli, Lochner, Peffenhauser), а в России (несколько позднее) - Коновалова, Давыдова, Вяткина - вошли в историю европейской культуры не только как имена выдающихся мастеров-доспешников, но и как имена подлинных художников. Двадцатый век дарит нам на своем исходе великолепное холодное художественное оружие. И пусть им не пользуются в бою, пусть чрезвычайно редко берут его на охоту - зато, выполненное лучшими современными художниками - оружейниками, оно как будто аккумулирует в себе всю эстетику оружия прошлого и, похоже, прочит ему какую-то новую жизнь в будущем.
Попробуем же вглядеться в работы современных нам российских художников - оружейников, попытаемся оконтурить ту нишу, которую занимают эти работы в окружающем нас мире, выявить в них черты, родственные оружию прошлого и, наоборот, черты особенные, уникальные. Но прежде - о самом термине художественное оружие и о понятии, которое за ним стоит.
Оружие художественное и оружие украшенное.
Главная сложность в определении термина художественное оружие заключается в неуловимости самого его содержания. Это термин-мираж: кажется, вот сейчас протянешь руку - и схватишь его, вот ещё чуть-чуть - и ровная чеканная строчка определения ляжет на бумагу. Ан - нет, не тут-то было. Пустота сочится между крепко сжатыми пальцами. Так бывает, если стоящее за термином понятие еще не совсем вошло в нашу жизнь, еще не стало привычным. Так бывает, если термин приходит на смену другому, более устоявшемуся и определявшему какое-то родственное понятие. И такой термин действительно существует. Этот термин - украшенное оружие.
В пору активной жизни холодного оружия, в XVIII-XIX веках так называли в России образцовое или произвольное оружие, особым образом декорированное. Подчеркнем: именно особым образом. Дело в том, что декоративные элементы вообще мы можем видеть и на вполне обычных образцах строевого оружия. Более того, элементы эти никоим образом нельзя назвать случайными - так или иначе, они обязательно связаны с военной и патриотической темой. Таковы, например, русская пехотная офицерская сабля обр. 1826 года, драгунская офицерская сабля обр. 1841, драгунская офицерская шашка обр. 1909 года, эфесы которых декорированы изображениями лавровых ветвей (символ героизма).
И все же обычное, даже с элементами декора строевое оружие украшенным не называлось. Этот термин применялся к оружию, изготовленному по особому заказу - парадному, памятному, наградному, призовому, придворному - оружию, декор которого, помимо обязательных для того или иного образца элементов, включал нечто особенное. "Золотое оружие, украшенное брильянтами» (обыкновенно образцовое или близкое к образцовому, но выполненное с использованием драгоценных материалов) было одной из высших наград для русского генералитета. Такое оружие, соревнуясь друг с другом в художественной фантазии и профессиональном мастерстве, исполняли лучшие, прежде всего столичные мастера-ювелиры. Другой вид украшенного оружия - оружие памятное. Изумительное по своей красоте и своеобразное по стилю, памятное оружие делалось мастерами специально созданного на Златоустовской оружейной фабрике цеха ("позолочной", "украшенного отделения"). Несколько особняком от наградного и памятного оружия стояло придворное оружие. Творчество исполнявших его мастеров не сдерживалось жесткими рамками образца. Изящнейшие и разнообразные по конструкции, формам и декору придворные шпаги и кортики были необходимой деталью светского костюма.
В пору активного бытования холодного оружия необходимости в использовании термина "художественное оружие", строго говоря, не было. Было холодное оружие боевое и охотничье - и были его особые, украшенные образцы, причем зачастую столь же функциональные, удобные и надежные.
С исчезновением холодного оружия с поля боя ситуация изменилась. Дизайн сохранившихся в военном церемониале парадных образцов стал постепенно упрощаться. Укрупнение производства охотничьего оружия и увеличение его серийного выпуска привело к общему падению его декоративных достоинств. Деятельность небольших мастерских, ранее производивших чрезвычайно разнообразную продукцию и иногда задававших тон в оружейной моде, постепенно сошла на нет, а небольшая часть оставшихся мелких производств переключилась на изготовление сувенирной продукции "под старинное" или "под национальное" оружие. Существовавший ранее баланс функциональности и эстетики форм оружия был нарушен, стилеобразующая связь формы и декора - порвана. Лишь работавшие при крупных оружейных заводах специальные цеха поддерживали высокий уровень в исполнении украшенного холодного оружия, однако, объемы продукции этих цехов не шли ни в какое сравнение с объемами былых времен. В результате всех этих изменений термин "украшенное оружие" постепенно изменил свое содержание, став лишь техническим обозначением декорированного предмета вооружения. И все шире стал распространяться термин "художественное оружие".
Художественное оружие - это оружие, в самую основу дизайна которого положены некие художественные идеи. В ХХ веке художественное оружие вышло из мира войны и охоты - и переселилось в мир культуры. Художественные идеи, закладываемые в него мастерами, а точнее в данном случае - художниками-оружейниками, чрезвычайно разнообразны. Художественное оружие может нести вполне конкретную смысловую нагрузку, вызывать у зрителя или пользователя вполне конкретные исторические, географические - какие угодно - ассоциации, а может быть результатом свободного авторского формотворчества. И, вместе с тем, за любой разрабатываемой автором частной идеей обязательно стоит одна идея общая: художественное оружие - это материализованный художественный образ оружия функционального. Это материализованное представление человека конца второго тысячелетия об идеальном оружии…
|